3. М., 1900, стр. 86). "Ничто не препятствует тому,
чтобы Хомяков был упомянут", - писал Тургенев Рольстону 19 ноября/1 декабря
1868 г. (Т, Письма, т. VII, стр. 247, 414) в ответ на его вопрос, можно ли
оставить эту фразу в английском тексте. Стр. 258. ...блестящий и трудный
этюд Герца. - Анри Герц (Henri Herz, 1806-1888), родом из Вены, популярный в
1830-50-е годы французский пианист и педагог (с 1842 г, - профессор
Парижской консерватории), автор многих салонно-виртуозных сочинений.
...шумный штраусовский вальс. - Тургенев имеет в виду одно из модных в
то время произведений Иоганна Штрауса (1804-1849), знаменитого венского
композитора, одного из канонизаторов классической музыкальной формы вальса и
других салонных танцев.
...ариею, из Лучии. - Ария из оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур"
(1835), в переложении для фортепиано.
...чуть ли не о самом Меттернихе. - Речь идет о Меттернихе (Metternich,
Clemens Wenzel, 1773-1859), знаменитом австрийском дипломате, долгие годы
занимавшем должность канцлера и министра иностранных дел австрийской
империи.
Знаете ли вы Son geloso или La cl darem или Mira la bianca luna? "Son
geloso" ("Я ревную") - дуэт Амины и Эльвино из оперы В. Беллини (1801-1835)
"Сомнамбула" (1831) - действие I, сцена 7; "La ci darem (la mano) ("Дай мне
руку") - дуэт Дон-Жуана и Церлины из оперы В. - А. Моцарта (1756-1791)
"Дон-Жуан" (1787), действие I, сцена 3; "Mira la bianca luna" ("Смотри, вот
бледная луна") - первая строка дуэта-ноктюрна для тенора и сопрано
"Серенада", входящего в цикл из 12 вокальных произведений Д. Россини
(1792-1868) "Музыкальные вечера" (Soirees musicales, 1835).
...сыграла две-три тальберговские вещицы. - Речь идет о фортепианных
произведениях Сигизмунда Тальберга (1812-1871), пианиста и композитора,
представителя сложного виртуозного стиля, автора многочисленных "вариаций" и
"фантазий" на темы из популярных опер Моцарта, Россини, Беллини и т. д.
...читала одни французские книжки ~ предпочитала Поль де Кока. -
Характеризуя невзыскательность литературных вкусов Варвары Павловны,
Тургенев приводит перечень всех наиболее известных французских писателей
1840-х годов и показывает, что ее интерес к этим писателям возрастал в
последовательности, обратной их действительным достоинствам. Наиболее
любимыми ею писателями оказались А. Дюма (см. текст, стр. 288; об отношении
Тургенева к "дюмасовщине"; см. наст, изд., т. V, стр. 373), Поль Феваль
(1817-1887) и Поль де Кок (1794-1871), занимательно описывавшие жизнь
парижского мещанства, студентов, гризеток и т. д. в многочисленных романах,
лишенных всякого психологического содержания.
...со стклянкой оподельдока... - Оподельдок - мазь для натирания
суставов - известное в то время средство против ревматизма.
...быть г-жою Дош... - Имеется в виду Мария Шарлотта Евгения Дош
(1823-1900), французская актриса, знаменитая исполнительница роли куртизанки
Маргариты Готье в драме А.
|