176). В главе XVII - снова вставка на ту же тему. Во фразе: "Марья
Дмитриевна с неудовольствием посмотрела ему вслед и подумала: "Экой тюлень,
мужик!.."" слово "мужик" добавлено позднее.
Дополняя характеристику Лаврецкого сопоставлением с Михалевичем,
Тургенев в то же время вносит дополнительные штрихи и в его портрет. В
тексте появляются 9 дополнительных строк, характеризующих бедность
Михалевича, его дурные привычки, вызванные полуголодным существованием, его
пренебрежение к одежде и по контрасту - его преданность идеалу, во имя
которого он готов подвергаться всем возможным лишениям. В этих дополнениях
обнаруживается текстуальное сходство с характеристикой Дон-Кихота в статье
Тургенева о "Гамлете и Дон-Кихоте".
Михалевич относится к эпизодическим персонажам, посвященные ему
страницы занимают скромное место в романе, но вокруг этого образа
сконцентрированы основные проблемы произведения - самая волнующая проблема
конца 50-х годов: "Что делать?", крестьянский вопрос и социально-этическая
проблематика. Тот же круг вопросов разрешался и в статье "Гамлет и
Дон-Кихот". Впервые на сходство Михалевича и тургеневского Дон-Кихота
обратили внимание А. И. Незеленов (Тургенев в его произведениях. СПб., 1885,
стр. 138) и А. Д. Галахов в статье "Сороковые годы" (Историч Вест, 1892, Э
1, стр. 143). Кроме замеченных идейных параллелей между этими двумя
образами, может быть, следовало бы еще отметить такие черты внешнего
"дон-кихотства" в Михалевиче, как его облик ("человек высокого роста и
худой", "окутанный в какой-то испанский плащ с порыжелым воротником и
львиными лапами вместо застежек"), как его беззаветная влюбленность в
"таинственную и чернокудрую" красавицу, сомнительная репутация которой не
мешала ей быть воспетой стихами, достойными прекрасной Дульцинеи. Автограф
свидетельствует о том, что Тургенев сознательно вводил и подчеркивал черты
сходства между Михалевичем и Дон-Кихотом. Основную самохарактеристику
Михалевича: "я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, - я
верую теперь, да - я верую, верую" - Тургенев усиливает двукратным
повторением: он вставляет слова "нет в тебе веры, нет теплоты сердечной" в
реплику Михалевича, упрекающего Лаврецкого в вольтерьянстве (стр. 203), и
фразы: "Помещик, дворянин - и не знает, что делать! Веры нет, а то бы знал;
веры нет - и нет откровения" в разговор о предстоящей деятельности
Лаврецкого (стр. 204).
Лучшим авторским комментарием к этим высказываниям Михалевича является
следующее место статьи "Гамлет и Дон-Кихот": "Что выражает собою Дон-Кихот?
Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое <...> в истину,
находящуюся вне отдельного человека, не легко ему дающуюся, требующую
служения и жертвы". И в другом месте: "...он верит, верит крепко и без
оглядки. Оттого он бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной пищей,
самой бедной одеждой...".
|