В эти переживания Лаврецкого, в разрешение моральных проблем,
поставленных в романе, Тургенев вложил много личного, отражающего испытанный
им зимой 1856-37 годов глубокий творческий и психологический кризис.
Между "Фаустом", наиболее законченно выражающим философию отречения и
пессимистический взгляд на жизнь, и "Дворянским гнездом", где идея отречения
подвергается пересмотру и, в конце концов, осуждению, лежит переход,
заполненный не только хронологически, но и в идейно-творческом отношении
"Асей" и "Поездкой в Полесье". Последняя повесть (или, точнее, очерк) по
своему происхождению и по времени замысла (1853) является своего рода
продолжением "Записок охотника", в число которых она даже была включена в
ближайшем издании сочинений Тургенева, 1860 года (но изъята из "Записок" и
перенесена в состав повестей во всех следующих изданиях). "Поездка в
Полесье" писалась с большими перерывами и при ее окончательной обработке в
1856-57 годах приобрела новые качества и наполнилась новым содержанием,
глубоко разнящимся от содержания и тона "Записок охотника". Большое место в
ней заняла философия природы в виде занимавшей Тургенева проблемы отношений
между человеком и природой, проблемы ничтожества человеческого разума перед
ее вечной стихийной жизнью, перед всемогущей силой, которой человек
подвластен. Постановка и разрешение этой проблемы восходят, с одной стороны,
к давним размышлениям Тургенева, неоднократно выражавшимся в его письмах, с
другой - к воздействию философии Шопенгауэра, которая именно в это время
особенно внимательно воспринимается Тургеневым.
Переход от "Фауста" и "Поездки в Полесье" к "Дворянскому гнезду"
знаменует, по существу, новый этап творческого пути Тургенева. В этом
романе, несмотря на то, что действие его отодвинуто назад, и даже на
довольно значительное расстояние (хронология событий, изображенных в нем,
точно определена как весна и лето 1842 года; предыстория - женитьба
Лаврецкого - относится к началу 30-х годов, а эпилог отнесен ко времени
через восемь лет после основного действия, т. е. к 1850 году, и все это
вполне соответствует реалиям романа), - несмотря на это, проблематика его
вполне современна годам, в которые он был написан. То же мы видим и в "Асе",
действие которой происходит "лет двадцать тому назад", т. е. в конце 1830-х
годов. Такой герой, как Лаврецкий, мог явиться только после Рудина, и
некоторые его демократические, "мужицкие" черты открывают путь к героям
нового типа - Инсарову и, в дальнейшем, Базарову. Что же касается "Аси", то
недаром Чернышевский воспользовался образами этой повести, имевшими
20-летнюю давность, для приговора над дворянским либерализмом конца 50-х
годов. В эпоху предреформенных ожиданий и все углубляющихся расхождений
между разночинцами-демократами и дворянами-либералами шедшие навстречу
революции демократы не только отказывались от союза с "лишними людьми"
(союза, который Чернышевский еще в конце 1856 года считал полезным и
желательным), но отказывали самим "лишним людям" в личной и общественной
положительной значимости.
|