> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 182


Сходство Лизы с E. E. Ламберт, известной в великосветских кругах своей
религиозностью, строгостью нравственных принципов, интересом к философским
основам христианства, устанавливается по признаку интеллектуального и
духовного родства. В специальном исследовании на эту тему проф. А. Гранжар
{H. Granjаrd. Ivan Tourguenev, la comtesse Lambert et "Nid de seigneurs".
Paris, 1960, стр. 14 и след.} прослеживает историю отношений и переписки
Тургенева с E. E. Ламберт и приходит к справедливому выводу, что эта
женщина, связанная с писателем "симпатией чувств", по собственному его
выражению, и импонировавшая настроениям Тургенева в 1856-1857 гг., сыграла
некоторую роль в истории замысла "Дворянского гнезда". Письма самого
Тургенева к этой корреспондентке, исполненные элегической настроенности,
сожалений об уходящей молодости, размышлений о счастье, о любви, о долге,
напоминают внутренний мир Лаврецкого, а нравственные искания самой E. E.
Ламберт, известные нам по ее письмам, частично отразились в образе Лизы
Калитиной. Но исследователь преувеличил общее влияние E. E. Ламберт на
Тургенева, якобы стихийно стремившегося к христианству. Известная
прямолинейность выводов сказалась и в параллели между Лизой и гр. Ламберт
как ее прототипом {Этот вопрос обсуждался на расширенном заседании сектора
русской литературы Института мировой литературы АН СССР, где проф. А.
Гранжар выступил с докладом об основных положениях названной выше книги.
Отчет см. в журнале "Вопросы литературы", 1960, Э 12, стр. 242-243.}.
Принадлежавшая к высшей придворной аристократии, по самому образу жизни
чуждая русской простонародной стихии, гр. Ламберт весьма далека от
поэтической сущности образа Лизы Калитиной, от его национальных и
гражданских основ. Можно говорить лишь о каких-то отдельных штрихах,
увиденных Тургеневым в облике этой своей приятельницы, как и других
окружавших его женщин, и воплощенных писателем в цельном, едином,
собирательном образе его любимой героини.
Собирательным по существу является также образ Лаврецкого. Указывалось
на его сходство в отдельных биографических моментах с реально
существовавшими лицами, например, с Н. П. Огаревым {См.: Г. Доке. Огарев и
Тургенев. "Slavia", 1939, R. XVI, s. 1, стр. 79-94; здесь же приводятся
факты, указывающие на то, что прототипом жены Лаврецкого Варвары Павловны
является первая жена Н. П. Огарева - М. Л. Рославлева. М. Л. Рославлева и А.
Я. Панаева в качестве прототипов Варвары Павловны упоминались и ранее в
статье А. И. Белецкого "Тургенев и русские писательницы 30-60-х гг." (Творч
путь Т, Сб, стр. 136).}. Но во всех исследованиях в то же время отмечается,
что образ Лаврецкого вобрал в себя многие личные настроения самого Тургенева
и что повествование о нем изобилует автобиографическими деталями.
Рукопись романа расширяет наше представление об автобиографическом
характере некоторых подробностей повествования.

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz