К числу исконных
национальных особенностей Ап. Григорьев относит и обломовские черты
Лаврецкого, которые, по мнению критика, представляют собой явление
вневременное и не подлежащее изменениям. Раскрытие этих черт в их
поэтическом проявлении делает Тургенева певцом народной правды, перед
которой смиряется не только Лаврецкий, но и сам писатель {В первой статье
молодого Писарева о "Дворянском гнезде" также подчеркивается национальная
самобытность писателя, выразившаяся в создании истинно русских типов и в том
числе Лаврецкого, отличительной чертой которого является мужественное
смирение перед жизнью ("Рассвет", 1859, Э 11).}. Такое осмысление романа
заключало в себе полемику против революционных демократов, видевших в
обломовщине явление социально обусловленное и тормозящее ход истории.
По воспоминаниям современников, особую позицию в оценке романа
Тургенева занял А. Н. Островский, которому оказался чужд замысел Тургенева
показать героиню в момент острого конфликта между ее нравственными
убеждениями и естественным влечением сердца. Сохранился следующий отзыв А.
Н. Островского: ""Дворянское гнездо", напр., очень хорошая вещь, но Лиза для
меня невыносима: эта девушка точно страдает вогнанной внутрь золотухой" {Л.
Новский (H. H. Луженовский) Воспоминания об А. Н. Островском. - P Вед, 1887,
Э 134, от 18 мая.}.
Вопросы нравственно-философские заняли в полемике значительное место.
Именно в этом русле чаще всего рассматривалась проблема смирения и долга,
столь явственно выделяющаяся не только в "Дворянском гнезде", но и в ряде
других произведений Тургенева.
Часть критики истолковала основную этическую коллизию романа в духе
христианской морали. ""Дворянское гнездо" - это произведение, выражающее
идеал язычника, который еще не отказался от поклонения Венере, но уже познал
прелесть более сурового культа, к которому его влекут, порой против
собственной воли, стремления его больной и растроганной души", - так
отозвалась о романе в письме к Тургеневу E. E. Ламберт, увидевшая в этом
произведении отражение своих собственных нравственно-философских воззрений
{H. Granjard. Ivan Tourguenev, la comtesse Lambert et "Nid de seigneurs".
Paris, 1960, стр. 60-61.}.
Сходные мысли были высказаны в статье Евгении Тур, написанной по поводу
выхода в свет романа "Отцы и дети".
По словам этой писательницы, "сокрушение Лаврецкого, его смирение перед
судьбою, выражение, что он стих и покорился, было очень знакомо многим и
многим" {"Северная пчела", 1862, Э 91 от 4 апреля.}.
Как уже говорилось, полное развитие эта мысль применительно к
"Дворянскому гнезду" получила в статьях Ап. Григорьева и встретила
решительный отпор со стороны демократической критики, в частности Писарева.
В статье "Писемский. Тургенев и Гончаров" Писарев отвечает "нестройным
критикам", пришедшим "в неописуемый восторг оттого, что наши повествователи
преклоняются будто бы перед народною правдою и святынею".
|