зависит не от нас, а от бога". В пассивности, с
которой Лаврецкий принимает эту чуждую всему его существу философию, и в
самом трагическом завершении темы счастья в романе Добролюбов и видит силу
критической позиции писателя.
О нравственной силе воздействия романа Тургенева высказал свои
впечатления "в том виде, как они сложились тотчас после прочтения
"Дворянского гнезда"", M. E. Салтыков-Щедрин в своем письме к П. В.
Анненкову от 3 февраля 1859 г. "Я давно не был так потрясен", - признается
автор письма, глубоко взволнованный "светлой поэзией, разлитой в каждом
звуке этого романа". Обобщая свою мысль, критик пишет: "Да и что можно
сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их
легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как
нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и
любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это
впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха
образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом..."
{Салтыков-Щедрин, т. XVIII, стр. 144.}.
-----
Идеи и образы "Дворянского гнезда" нашли отклик в ряде позднейших
произведений русской литературы.
Уже в 1859 г. в романе Л. Н. Толстого "Семейное счастье" запечатлелись
некоторые следы влияния Тургенева - ив тональности лирических описаний
природы, и в образах действующих лиц (Сергей Михайлович), и в отдельных
мотивах, сходных с "Дворянским гнездом" (сожаление об уходящей молодости,
надежды на счастье молодого поколения). Особенно заметны тургеневские
настроения в последней главе романа Толстою, где рассказывается о
возвращении героини в старый покровский дом, наполненный "девичьими мечтами"
{См. об этом: Б. Эйхенбаум. Лев Толстой, кн. I. Изд. "Прибой", Л., 1928,
стр. 361-362.}. В 1861 г. появилась повесть Помяловского "Молотов",
продолжавшая многие темы и мотивы "Дворянского гнезда", самое содержание
которой - рассказ о "мещанском счастье", бескрылом стяжательском
существовании, обусловленном нормами буржуазной морали, - было преемственно
связано с этической концепцией "Дворянского гнезда". В "Молотове", как и в
"Дворянском гнезде", повествованию предшествует предыстория героев -
родословная Дороговых. Героиня повести Надя Дорогова зачитывается романами
Тургенева, ее любви сопутствуют тургеневский "Фауст", размышления о счастье
и долге, и самое крушение надежд на полное, истинное счастье объясняется,
как и в "Дворянском гнезде", несовершенством общественного устройства - уже
в иной, не дворянской, а чиновничьей среде.
Популярности "Дворянского гнезда" в значительной мере способствовало
то, что в 1866 г. А. Д. Галахов включил отрывки из романа в "Полную русскую
хрестоматию" (Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших
отечественных писателей, ч, II, раздел VI).
|