> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 173

198). Вписываются, как уже говорилось, и
сцены споров Лаврецкого с Лизой, в которых она порицав! слабости Лаврецкого,
требует от него объяснения его поступков, вступает с ним в разговор о
христианстве, утверждает свое понятие долга.
Обещание Лизы помолиться за Лаврецкого первоначально вызывало у него
лишь реакцию "умиления" ее добротой. Затем Тургенев вставляет в текст
рассуждение Лизы о смерти в ее христианском осмыслении и слова об "умилении"
заменяет словами о "невольном удивлении" (стр. 210).
С каждой вставкой образ Лизы все усложняется и все полнее выражает
отношение Тургенева к ее нравственным исканиям.
Еще в Э57 году, в цитировавшемся выше письме к E. E. Ламберт, Тургенев,
говоря, что к героине новой его повести он был приведен "наблюдениями над
русской жизнью", добавлял: "...не скрываю от себя трудности моей задачи, но
не могу отклонить ее от себя" (Т, Письма, т. III, стр. 179).
Трудность заключалась в том, что мотивы, настойчиво звучавшие у
Тургенева в произведениях середины 50-х годов (смирение перед "неодолимыми"
стихиями природы и общественной жизни, культ самопожертвования в борьбе
между естественными стремлениями человека и веригами долга), вступили в
сложное противоречие с историческими условиями конца 50-х годов. В поисках
тех нравственных начал, которые способствовали, по его мнению, формированию
сильной и цельной, стойкой и самоотверженной натуры, Тургенев и в
"Дворянском гнезде" обращается к религии как к источнику национальных и
народных по своему характеру этических традиций, но как писатель-реалист он
не мог не видеть тех антиобщественных, реакционных тенденций, которые были
заложены в догмах христианской морали. Отсюда в романе столь контрастное
изображение народной и барской религиозности. Отсюда же те колебания в
авторском отношении к образу героини, которые так очевидны при сопоставлении
этических убеждений Лизы и Лаврецкого.
Называя "безверием" Лизино отречение от счастья, Лаврецкий всем своим
опытом убеждает Лизу исключить из понятия долга самопожертвование в любви.
"Поверьте мне - я имею право это говорить: я дорого заплатил за это право"
(стр. 222 - вписано). Так рассуждает человек, для которого проблема долга
является основной проблемой, а чувство веры - веры в истину, в высокий идеал
- основной потребностью. Только из этого примера видно, какой сдвиг
произошел в отношении Тургенева к тем вопросам, которые ставились и по-иному
разрешались в "Фаусте" и "Асе" {Ср. в "Фаусте" (стр. 50): "...жизнь не шутка
и не забава, жизнь даже не наслаждение... жизнь - тяжелый труд. Отречение,
отречение постоянное - вот ее тайный смысл, ее разгадка; не исполнение
любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, - исполнение
долга, вот о чем следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей,
железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего
поприща".}.
Лаврецкий не отказывается от счастья, он видит его в гармоническом
сочетании естественных влечений и общественно-полезной деятельности:
"...Лиза

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz