Границы этой последней в
романе главы были Тургеневым передвинуты еще в автографе. Первоначально
глава XVI начиналась после слов Лизы: "Прощайте, прощайте! - повторила она,
еще ниже спустила вуаль и почти бегом пустилась вперед" (см. стр. 282).
Затем Тургенев дописал эпизод встречи Лаврецкого с Леммом; отделив
предшествующий текст линейкой, добавил эпизод отъезда Лаврецкого с женой в
Лаврики и только тогда начал главу XVI.
Изменена в окончательном тексте и композиция эпилога. Эпизод последнего
приезда Лаврецкого в дом Калитиных предшествует в автографе сведениям о
других персонажах романа. Произведение кончается в рукописи характеристикой
жалкой и опустившейся фигуры генерала Коробьина и словами: "Видно, так уж на
свете устроено, что каждому человеку чего-нибудь да недостает" (см. варианты
ЧА, стр. 378).
Черновой автограф представляет ценнейший материал для установления
творческой истории "Дворянского гнезда". Прежде всего, он дает возможность с
большой точностью определить время работы писателя над этим произведением.
Кроме хронологических помет, сделанных самим автором на рукописи {На обложке
первой тетради, содержащей автограф произведения, написано: ""Дворянское
гнездо", повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856-го года; долго
очень не принимался за нее, все вертел ее в голове; начал вырабатывать ее
летом 1858-го года в Спасском. Кончена в понедельник, 27-го октября 1858-го
года в Спасском". В конце рукописи эти сведения повторяются с некоторым
уточнением: "[Кон.]. С. Спасское, 27-го октября 1858, в 1 час пополудни,
накануне того дня, когда мне стукнет 40 лет". Впервые воспроизведено: Mazon,
стр. 15.}, имеются косвенные данные о том или ином этапе работы писателя над
романом. Как свидетельствует характер правки, произведенной в рукописи,
Тургенев неоднократно обращался к тексту, исправляя, дополняя и
совершенствуя его. Чернила, почерк и расположение поправок позволяют
выделить первичный этап работы, когда писатель, находясь в Спасском,
создавал первый вариант текста, еще достаточно тесно связанный с замыслом
1856 г. (насколько можно судить по сходству с другими произведениями этого
периода) и значительно более краткий по объему, чем окончательная редакция.
На этом этапе автор, уже довольно четко представлявший себе основные черты
действующих лиц и общий план произведения (обычный для Тургенева
"формулярный список" персонажей "Дворянского гнезда" и план романа до нас не
дошли), стремился лучшим образом "разместить" задуманное, иногда меняя по
ходу работы детали отдельных сюжетных ситуаций или подробности
характеристик. Например, вначале слепой отец Лаврецкого метался в поисках
исцеления не по городам России, а за границей; слух о смерти Варвары
Павловны Лаврецкой в первом варианте распространяла она сама и т. п. На
первом же этапе, как всегда у Тургенева, тщательно отрабатывалась и
стилистическая ткань произведения.
|