> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 170

Трудно не заметить сходства этих слов с характеристикой Михалевича в
романе, с описанием признаков и привычек его застарелой бедности: изношенной
одежды, неопрятности, жадности к еде. И все это - в сопоставлении с его
несокрушимым идеализмом и искренними заботами о судьбах человечества, о
собственном призвании (стр. 204). Важно отметить, что эти детали
характеристики Михалевича вписаны Тургеневым на полях рукописи.
Несомненна симпатия, с которой писатель относится к Михалевичу,
несмотря на смешные его черты. В статье мы находим объяснение и этой
особенности авторского отношения: "...в донкихотстве нам следовало бы
признать высокое начало самопожертвования, только схваченное с комической
стороны" ("чтобы гусей не дразнить", - добавляет автор в другом месте). По
мысли Тургенева, "крепость нравственного состава" Дон-Кихота придает
"особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре,
несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно
впадает". "Он знает в чем его дело, зачем он живет на земле, а это - главное
знание". На стороне Михалевича, энтузиаста и мечтателя, - силы прогресса,
"без них бы не развивалась история". И наконец еще одна деталь,
свидетельствующая о намеренном сопоставлении писателем Михалевича с
Дон-Кихотом. Глава о Михалевиче кончается, как известно, сентенцией о
доброте как важном элементе нравственного облика человека: "Будь только
человек добр - его никто отразить не может" (в рукописи первоначально было:
"Михалевич был добряк"). Статья -"Гамлет и Дон-Кихот" также завершается этой
мыслью применительно к Дон-Кихоту. Автор приводит в этой связи подлинное имя
своего героя Alonso ei Bueno, что и переводится как Алонзо добрый.
Другая значительная категория авторских вставок в текст романа
объединяется темой религии. Писатель делает множество вставок на полях
автографа и на отдельных страницах, касающихся идей христианской морали,
понятий смирения и долга, философских и культовых основ религии. Вставки эти
по содержанию распадаются на две разные части. Одна из них, теснее всего
связанная с образом Лизы Калитиной, оттеняем этическую сторону
религиозности, способствующей воспитанию нравственной цельности, твердости
убеждений, готовности к самопожертвованию во имя блага ближних, -
воспитывающей в конечном счете чувство родины. Характерны испещренные
вставками страницы, где описывается молитва обездоленных людей, ищущих в
церкви утешения (стр. 230, 281). Писатель дополнительно вводит в текст
диалог между Лаврецким и Лизой о значении религии в истории человечества, о
смысле христианства (стр. 210); делает большую вставку о патриотизме и
народолюбии Лизы (стр. 234), заключающую сцену спора Лаврецкого и Паншина
(весь монолог Паншина, обнаруживающий его прозрение к России и поверхностное
западничество, также вписан на полях автографа); вставлена мотивировка
решения Лизы уйти в монастырь ("Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как
папенька богатство наше нажил; я знаю все.

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz