> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 186

III, стр. 188.}.
Тургеневу хорошо был известен тип немца, учителя музыки - и по
собственным наблюдениям {А. Д. Галахов в своих воспоминаниях "Сороковые
годы", рассказывая о московских встречах Тургенева со Щепкиным, Садовским и
Шуйским, добавляет, что на эти встречи являлся "какой-то немец, может быть,
подлинник Лемма (в "Дворянском гнезде"), мастерски игравший на фортепьяно"
(Историч Вестн, 1892, Э 1, стр. 140).}, и по предшествующей русской
литературе { А. П. Степанов. Постоялый двор. СПб., 1835; М. С. Жукова. "Дача
на Петергофской дороге". - 03, 1845, т. 39, Э 4, отд. 1, стр. 255-326.}, но
в самой тональности повествования о Лемме сильнее всего сказались традиции
немецкой романтической литературы 20-30-х годов XIX века, широко
привлекавшей образную музыкальную стихию для психологической характеристики
героев {В этом смысле характерна "Музыкальная жизнь Иосифа Берглингера"
Ваккенродера в его книге "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника,
любителя изящного", изд. Л. Тика, М., 1826 (в русском переводе С. П.
Шевырева, Н. А. Мельгунова, В. П. Титова). Вариации той же биографической
схемы имеются у Гофмана. См. примечания М. П. Алексеева к "Моцарту и
Сальери" в изд.: Пушкин. Полное собрание сочинений, АН СССР, т. VIL M.,
1935, стр. 539 и следующие.}. Усвоению этих традиций способствовало личное
пребывание писателя в 30-е годы в Германии, а также общение с русскими
шеллингианцами, пропагандировавшими в России немецкую романтическую
литературу - и прежде всего с известным меломаном и философом В. Ф.
Одоевским.
Неоднократно отмечалось, что "Дворянское гнездо" музыкально, как ни
одно из произведений Тургенева {А. И. Белецкий. В мастерской художника
слова. - В кн.: Вопросы психологии и теории творчества, вып. VIII, Харьков,
1923, стр. 245-246.}. В нем много говорится о музыке, и действующие лица
часто предстают перед читателем в момент музицирования - игры на фортепьяно,
пения. Отношением к музыке характеризуются многие персонажи - Лиза, Варвара
Павловна, Паншин и другие. Высокой музыкальностью отличается самый язык
романа, звукопись - важнейший элемент пейзажной лирики в "Дворянском
гнезде". Во всей этой многообразной музыкальной стихии композиционно
выделяется лирическая мелодия Лемма. Музыкальные композиции Лемма оттеняют
моменты высокого душевного напряжения героев, языком музыки Лемма
рассказывает Тургенев о любви Лаврецкого к Лизе. Эпизод вдохновенного
творческого взлета Лемма является кульминацией темы счастья в романе - темы,
вокруг которой организована вся идейная проблематика произведения.
Антиподом истинного артиста-неудачника является в романе образ
дилетанта Паншина. Основная функция этого персонажа в романе - типизация тех
кругов чиновного дворянства, которые наиболее далеки от народной жизни.
Сущность Паншина - его суетность, карьеризм, бездушие, эгоизм, его
поверхностное западничество и неверие в русский народ - раскрывается в
рассказе о его воспитании, в его отношениях с Лизой, с Варварой Павловной, с
Леммом, с Лаврецким, с людьми из народа (кучер).

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz