РЕАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА"
Рассказывая о том, как создавались основные художественные типы его
произведений, Тургенев неоднократно указывал (применительно к образам
Рудина, Кирсановых, Базарова, Потугина), что в основе этих образов почти
всегда находятся какие-либо реально существовавшие лица или отдельные черты
их характеров {См.: А. Г. Цейтлин. Мастерство Тургенева-романиста. "Сов.
писатель", М., 1958, стр. 92-98, 143-160.}. Подтверждением этих слов
писателя служат дошедшие до нас списки персонажей некоторых произведений с
авторскими пометами об их прототипах.
Свидетельств самого Тургенева о прототипах "Дворянского гнезда" не
сохранилось, как не сохранилось точных указаний об этих лицах и в мемуарной
литературе, но различные соображения по этому вопросу были высказаны в ряде
работ о Тургеневе - большей частью в связи с образом Лизы Калитиной. Одним
из признаков, по которым велись поиски прототипа, были обстоятельства
биографические: не часто случавшийся уход молодой девушки из благополучной
дворянской семьи в монастырь. В "Вестнике знания" в 1909 году была
опубликована статья Елены Штольдер "Схимница Макария (Лиза из романа
Тургенева "Дворянское гнездо")", в которой автор рассказывает о том, как она
"узнала из разговоров", что "все лица романа "Дворянское гнездо" не
вымышлены, а на самом деле жили", и посетила в Орле "дом и сад Калитиных, на
самом же деле Кологривовых". Далее автор сообщает одну из легендарных версий
о прототипе Лизы: "Немного спустя мне удалось напасть на след Лизы.
Постриглась она в Тульском монастыре, а через 15 лет переехала в Орловский".
Е. Штольдер посетила этот монастырь, но в то время схимница Макария (она же
Елизавета Кологрявова) ужо умерла - и автор статьи подробно описывает келью
умершей, приводя рассказы монахинь о подвижнической жизни отшельницы {См.
"Вестник знания", 1909, Э 4, стр. 597-600.}. Другая аналогия между жизненной
судьбой Лизы Калитиной и дальней родственницы Тургенева Елизаветы Шаховой,
одаренной поэтессы, которая, пережив несчастное любовное увлечение, в ранней
молодости ушла в монастырь, проводится в статье А. И. Белецкого "Тургенев и
русские писательницы 30-60-х гг." {Творч путь Т, Сб, стр. 139, 142-147. Ряд
дополнительных сведений о личности и судьбе Лизы Шаховой, заинтересовавшей
молодого Тургенева, содержится в статье М. П. Алексеева "Е. Шахова -
переводчица Мицкевича" в кн. "Адам Мицкевич в русской печати 1825-1855",
изд. АН СССР, М. - Л., 1957, стр. 498.}. Но автор далек от того, чтобы
считать Елизавету Шахову или других лиц со сходной биографией конкретным
прототипом Лизы Калитиной, образ которой, по мнению исследователя, "явился
итогом целого ряда этюдов, женской души". В той же работе указывается на
общность некоторых черт Лизы и Н. А. Герцен, которую хорошо знал Тургенев.
Подобные сопоставления, так же, как и установленное исследователями сходство
Лизы Калитиной с петербургской знакомой писателя, графиней Елизаветой
Егоровной Ламберт, служат источником для суждений о том, как отбирал и
творчески перерабатывал Тургенев подсказанный ему живой действительностью
материал.
|