В конце 70-х годов Н. С. Лесков,
описывая Орел, дважды обращался мыслями к героям "Дворянского гнезда"
("Несмертельный Голован", "Мелочи архиерейской жизни") {См. Н. С. Лесков.
Собрание сочинений, т. VI. М., 1957, стр. 355-356 и 486.}.
Своеобразное развитие проблематика тургеневского "Дворянскою гнезда"
получила в "Пошехонской старине" M. E. Салтыкова-Щедрина (1887-1889).
"...Герои Тургенева не кончают своего дела", - писал о "Дворянском гнезде"
Салтыков-Щедрин в уже цитированном письме к Анненкову.
По-своему довел до конца рассказ об обитателях "дворянских гнезд" сам
Щедрин, показав на примере пошехонских дворян из рода Затрапезных, до какой
степени умственного оскудения, нравственного уродства и бесчеловечности
доходило поместное дворянство в своих массовых, а не лучших, как у
Тургенева, образцах. Преемственность от романа Тургенева подчеркивается у
Щедрина и названием отдельных глав (произведение открывается главой
"Гнездо"), и избранными аспектами повествования (происхождение героя,
система его воспитания, нравственное воздействие природы и общения с
народом, религия, эмоциональная сфера - любовь и брак). При этом автор
постоянно избирает полемическое по отношению к Тургеневу освещение темы,
отрицательное ее толкование: в воспитании детей Затрапезных подчеркивается
отсутствие всяческой системы, в пейзаже родовых гнезд - отсутствие
какой-либо поэтической прелести, как и в самом образе жизни их обитателей -
отсутствие общения с природой. Параллельный эпизод рыбной ловли описывается
как чисто коммерческое предприятие. Бесконечно менявшиеся няньки, забитые и
озлобленные, не рассказывали детям сказок. Любовь и брак, лишенные даже
намека на поэзию, приобретали чудовищно уродливые формы. Наследие
крепостнических времен, "поросших быльем" в период, когда создавалась
"Пошехонская старина", определило многие привычки и "складки" в характерах и
судьбах современников Щедрина, - это и вызвало к жизни произведение,
отправным пунктом для которого послужило "Дворянское гнездо" Тургенева. "В
современной русской беллетристической литературе, - писал Салтыков-Щедрин в
некрологе, посвященном Тургеневу, - нет ни одного писателя <...>, который не
имел бы в Тургеневе учителя и для которого произведения этого писателя не
послужили отправною точкою".
В этом же преемственном русле устанавливается влияние, которое имело
творчество Тургенева, и в частности роман "Дворянское гнездо", на Чехова. В
литературе отмечалось, что Чехов, во многом воспринявший и лиризм Тургенева,
и чуткость его к вопросам "нравственного состава" личности, и гражданскую
требовательность, по-разному относился в различные периоды к "Дворянскому
гнезду", но всегда его ценил как глубокое и поэтическое произведение. В
рассказах "Безнадежный", "Контрабас и флейта" (1885) он высмеивает
обывателей, поверхностно и понаслышке судивших о красотах "Дворянского
гнезда" или засыпавших над его страницами.
|