обеспечил и упрочил быт своих крестьян,
поднял их нравственно, вселил в них, вместе с сознанием упроченной
собственности, чувство обязанности и чувство права - те чувства, которыми до
сих пор так еще бедна богатая русская душа" {Это место прочтено в
исследовании А. Гранжара неточно, что и привело автора к ошибочному
толкованию текста (La comtesse Lambert et "Nid de seigneurs", стр. 221).}.
В литературе, посвященной "Дворянскому гнезду", высказаны разные точки
зрения на то, как реагировал Тургенев на статью Чернышевского "Русский
человек на rendez-vous". Прямых высказываний Тургенева по этому поводу не
сохранилось. А очевидная общность целого ряда проблем, поставленных в статье
Чернышевского и в романе Тургенева, трактуется в одних работах как результат
идейного влияния революционно-демократической критики на писателя {М. О.
Габель. Роман Тургенева "Дворянское гнездо" в общественно-политической и
литературной борьбе конца 50-х годов. - Ученые записки Харьковского госуд.
библиотечного ин-та, 1956, вып. II, стр. 219.}, в других - как полемический
отклик Тургенева на чуждые ему взгляды {Г. Н. Антонова. Чернышевский и
Тургенев о "лишних людях". - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования
и материалы, <т.> 3. Саратов, 1962, стр. 92-106.}.
Высказанные точки зрения не исключают друг друга. Тургенев не мог
принять и не отразил в "Дворянском гнезде" революционную программу
демократов, предусматривающую полную смену руководящих классов; оставаясь на
позициях либерала-постепеновца, писатель возлагал большие надежды на
нравственное обновление дворянства как путь к сохранению его руководящей
исторической роли. Именно потому в романе так много внимания уделяется
нравственной характеристике основных героев. Писатель тщательно отбирал и
выделял черты, определяющие, по его выражению, "крепость нравственного
состава" личности - и прежде всего такие, как вера в идеал, деятельная
энергия, сознание гражданского долга, близость к народу, чувство родины,
способность к подвигу, самоотверженность, доброта. Все это и составляет
обязательный этический комплекс, без которого писатель не мыслил себе
положительного героя, борца за прогресс.
Можно ли приобрести нравственные качества, которыми человек не обладает
с рождения? Тургенев отвечает на этот вопрос многими страницами в
"Дворянском гнезде", посвященными проблеме становления личности в
зависимости от среды, системы воспитания, идейных влияний, субъективного
стремления к самоусовершенствованию. В этом смысле особенно значимы
биографии Лаврецкого, Лизы, Паншина. Тургенев в лице Михалевича заново
присматривается и к облику политических мечтателей 30-х годов, цельные
натуры которых не потеряли для писателя своего обаяния и своего
воспитательного значения в годы, когда писался роман. В плане формирующих
сознание народных традиций рассматривает Тургенев и религиозно-нравственную
стихию, в лучших своих проявлениях способствующую, по его мнению, воспитанию
стоицизма, подвижничества, чувства долга.
|