Автограф содержит интересный материал для суждений о художественном
мастерстве Тургенева-романиста. Правка текста, система этой правки делают
очевидным процесс поисков наиболее выразительных средств повествования,
позволяют судить о художественной требовательности писателя, о его
необыкновенной чуткости к слову.
Сравнительное сопоставление интенсивности правки в различных частях
автографа приводит к заключению, что с наибольшей затратой труда на первом
этапе создания романа писатель вырабатывал текст в тех местах, где говорится
о Лемме, о Паншине, о Варваре Павловне {П. В. Анненков, хорошо знавший, как
шла работа Тургенева над романом, отмечает: "Паншин этот, по выделке, по
обилию и роскоши второстепенных подробностей, может быть, уступает в романе
только изображению "львицы" Варвары Павловны, обработанному автором с
изумительной тщательностью" (П. В. Анненков. Воспоминания и критические
очерки, отд. II. СПб., 1879, стр. 202).}. Результатом длительных поисков
явились и известные нам по окончательному тексту описания душевного
состояния Лаврецкого в момент зарождения его первой любви и в пору
горестного известия об измене жены. Почти каждая строка в этих эпизодах
имеет по несколько вариантов, иногда до 8 (см. варианты к стр. 170, строки
10-12).
С такой же взыскательностью относится Тургенев к своим пейзажным
зарисовкам. Упорная правка обращает на себя внимание в частности в тех
местах, где описывается путь Лаврецкого в Васильевское, старый сад родового
имения, весеннее пробуждение природы в день смерти старика Лаврецкого.
Второй этап работы Тургенева определяется по содержанию некоторых
дополнений, а также по расположению этих дополнений на полях рукописи. По
воспоминаниям П. В. Анненкова, И. А. Гончарова и другим свидетельствам,
известно, когда и какие замечания были сделаны Тургеневу после чтения
рукописи в узком кругу литераторов в Петербурге (см. об этом ниже). Многие
вставки представляют собой прямые отклики на эти замечания.
О третьем этапе сигнализируют те места текста, которые отсутствуют в
автографе, но появились в окончательной редакции. Последние доделки Тургенев
произвел уже в наборной рукописи романа перед отправкой ее в редакцию
журнала или в корректуре.
Кроме хронологических уточнений, черновой автограф "Дворянского гнезда"
дополняет наше представление о творческой истории этого произведения с точки
зрения эволюции его замысла, дает возможность проследить за тем, как,
видоизменяясь и созревая по ходу работы, воплощалась мысль писателя в
художественных образах, как преломлялись в творческом процессе современная
автору идеологическая и политическая жизнь, журнальная полемика, отдельные
биографические моменты.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА."
Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев,
начиная с середины июня 1858 г.
|