> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 159


Автограф содержит интересный материал для суждений о художественном
мастерстве Тургенева-романиста. Правка текста, система этой правки делают
очевидным процесс поисков наиболее выразительных средств повествования,
позволяют судить о художественной требовательности писателя, о его
необыкновенной чуткости к слову.
Сравнительное сопоставление интенсивности правки в различных частях
автографа приводит к заключению, что с наибольшей затратой труда на первом
этапе создания романа писатель вырабатывал текст в тех местах, где говорится
о Лемме, о Паншине, о Варваре Павловне {П. В. Анненков, хорошо знавший, как
шла работа Тургенева над романом, отмечает: "Паншин этот, по выделке, по
обилию и роскоши второстепенных подробностей, может быть, уступает в романе
только изображению "львицы" Варвары Павловны, обработанному автором с
изумительной тщательностью" (П. В. Анненков. Воспоминания и критические
очерки, отд. II. СПб., 1879, стр. 202).}. Результатом длительных поисков
явились и известные нам по окончательному тексту описания душевного
состояния Лаврецкого в момент зарождения его первой любви и в пору
горестного известия об измене жены. Почти каждая строка в этих эпизодах
имеет по несколько вариантов, иногда до 8 (см. варианты к стр. 170, строки
10-12).
С такой же взыскательностью относится Тургенев к своим пейзажным
зарисовкам. Упорная правка обращает на себя внимание в частности в тех
местах, где описывается путь Лаврецкого в Васильевское, старый сад родового
имения, весеннее пробуждение природы в день смерти старика Лаврецкого.
Второй этап работы Тургенева определяется по содержанию некоторых
дополнений, а также по расположению этих дополнений на полях рукописи. По
воспоминаниям П. В. Анненкова, И. А. Гончарова и другим свидетельствам,
известно, когда и какие замечания были сделаны Тургеневу после чтения
рукописи в узком кругу литераторов в Петербурге (см. об этом ниже). Многие
вставки представляют собой прямые отклики на эти замечания.
О третьем этапе сигнализируют те места текста, которые отсутствуют в
автографе, но появились в окончательной редакции. Последние доделки Тургенев
произвел уже в наборной рукописи романа перед отправкой ее в редакцию
журнала или в корректуре.
Кроме хронологических уточнений, черновой автограф "Дворянского гнезда"
дополняет наше представление о творческой истории этого произведения с точки
зрения эволюции его замысла, дает возможность проследить за тем, как,
видоизменяясь и созревая по ходу работы, воплощалась мысль писателя в
художественных образах, как преломлялись в творческом процессе современная
автору идеологическая и политическая жизнь, журнальная полемика, отдельные
биографические моменты.



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА."



Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев,
начиная с середины июня 1858 г.

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz