> Тургенев Иван Сергеевич
Классика русской литературы
 
Тургенев Иван Сергеевич - Романы - Дворянское гнездо - Страница 187

Эти страницы были созданы
Тургеневым уже на первом этапе работы над романом и не подверглись в
дальнейшем серьезной переработке. И только одна черта Паншина - его не
получившая развития одаренность, его дилетантизм - привлекла особое внимание
автора. Тургенев неоднократно переделывал текст в тех местах, где говорилось
об этой особенности Паншина. После слов: "Все ему далось: он мило пел, бойко
рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене" (в одном из вариантов
было еще "лепил статуэтки" - см. варианты Ч А к стр. 134, строки 10-11)
автор делает вставку на полях: "Правда, все это выходило у него
второстепенного достоинства, a la dillettante... но от этого именно оно и
имело успех". Этот текст автором зачеркнут и против него сделана помета:
"NB. Не после ли?". В окончательном тексте вещи своими именами называет не
автор, а Лемм (стр. 143, строка 35). Еще одна деталь, сатирически оттеняющая
духовное ничтожество Паншина-художника - рассказ о том, как он постоянно
рисовал один и тот же пейзаж, - добавлена писателем еще позднее, уже не в
автографе. Отношение самого Тургенева к дилетантизму высказано в
упоминавшемся выше письме Тургенева к Толстому от 17/29 января 1858 г.: "...
всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом;
специализм исключает дилетантизм <...> а дилетантом быть - значит быть
бессильным".
Упорно' искал "свою специальность", свое дело на земле (см. варианты ЧА
к стр. 172, строки 27-28) и Лаврецкий, нашедший его, как и Тургенев в конце
50-х годов, в заботах об устройстве крестьянского быта.
Несомненное воздействие на образную систему "Дворянского гнезда"
оказало творчество Пушкина, благоговение перед которым, по собственному
признанию Тургенева, наложило отпечаток на всю его деятельность {Об этом
говорится в письме Тургенева к А. И. Незеленову от 5/17 декабря 1882 г.
("Русский библиофил", 1911, Э 5, стр. 59).}. Вынашивая образ любимой своей
героини Лизы Калитиной, наделяя его прекрасными чертами русского
национального характера, - правдолюбием, близостью к народной жизни, особым
обаянием безыскусственной женственности, нравственной чистоты и силы,
Тургенев был близок к пушкинскому идеалу русской женщины, нашедшему
воплощение в образе Татьяны Лариной. Элементами пушкинской поэзии пронизана
тема любви в романе, самая ткань повествования, отдельные сюжетные ситуации
{См.: И. Эйгес. Значение Пушкина для творчества Тургенева. - "Литературная
учеба", 1940, Э 12, стр. 75; W. Ledniсki. The Nest of Gentlfolk and the
"Poetry of Marriage and the heart" в его книге: "Bits of Table Talk on
Pushkin, Mickiewicz, Goethe, Turgenev and Sienkiewicz", the Hague, 1956,
стр. 60-86.}.
Социальная проблематика "Дворянского гнезда" в соотношении с этическими
исканиями действующих лиц романа (размышления их о долге и счастье)
преемственно связана с теми же проблемами в повести Герцена "Долг прежде
всего" (1854).

:: Навигация :.

:: Новости сайта :.

17 Февраля
Добавлен роман "Отцы и дети"

11 Января
Добавлена повесть "Записки охотника"

 
Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212
© 2010
Hosted by uCoz