Горячо отзывался о новом произведении Тургенева M. E.
Салтыков-Щедрин {Салтыков-Щедрин, т. XVIII, стр. 142-144.}, несколько статей
посвятил этому произведению в разное время Д. И. Писарев {Д. И. Писарев.
"Дворянское гнездо". Роман И. С. Тургенева. - "Рассвет", 1859, Э И, отд. II,
стр. 23-40; Писемский, Тургенев и Гончаров. - P Сл, 1861, Э И, стр. 1-47;
Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. - P Сл,
1861, Э 12, отд. И, стр. 1-52.}.
С более или менее развернутыми отзывами о романе выстудили газеты "С. -
Петербургские ведомости" (1859, Э 284, 31 декабря, в анонимном обзоре
петербургских журналов), "Русский мир" (1859, Э 11, статья А. С.
Гиероглифова), "Русский инвалид" (1859, Э 217, статья Л. Л-о), "Le Nord"
(1859, Э 84), а также журналы (кроме названных выше) "Сын отечества" (1860,
Э 6), "Северный цветок" (1859, Э 10) и "Искра" (1860, Э 1), где был помещен
критический отклик на статью М. Де-Пуле в "Русском слове".
При видимом единодушии хвалебных оценок в критике, посвященной
"Дворянскому гнезду", отразились разные точки зрения на роман Тургенева и
развернулась иногда скрытая, иногда явная полемика между авторами
противоположных идеологических ориентации. В самом подходе к рецензируемому
произведению и в особом внимании к той или иной стороне романа сказывалась
иногда весьма определенная позиция критика. Так, в ряде рецензий
общественное звучание романа Тургенева либо не замечалось вовсе, либо
намеренно отрицалось, что особенно явственно проявилось в позиции критика
"С. - Петербургских ведомостей". "В "Дворянском гнезде", - писал этот
критик, - при всей наклонности нашего времени во всем видеть поучение или
обличение, чрезвычайно трудно отыскать хотя бы малейший намек на тенденцию.
Иные хотели видеть в романе г. Тургенева изображение трех поколений -
екатерининского, александровского и николаевского - с целью указать, что все
эти поколения оказались несостоятельными в жизни, и что настоящая жизнь
принадлежит четвертому, будущему поколению, которое на минуту является в
конце рассказа С.." Эти социальные и практические вопросы, которые на каждом
шагу останавливают читателя "Обломова" - им нет места в "Дворянском гнезде"
<...> роман г. Тургенева - высокая, чистая поэзия" (СПб Вед, 1859, Э 284).
Критики той же ориентации видели в "Дворянском гнезде" гимн жизни со
всеми ее светлыми и трагическими сторонами, восхищались Тургеневым как
живописателем дворянского усадебного быта, как поэтом, который противостоит
писателям критического направления {Обстоятельный разбор реакционной критики
"Дворянского гнезда" в ее столкновении с революционно-демократической
критикой дан в статье: М. О. Габель. Роман Тургенева "Дворянское гнездо" в
общественно-политической и литературной борьбе конца 50-х годов. - Ученые
записки Харьковского гос. библиотечного ин-та, Харьков, 1956, вып. II, стр.
199-210; ср.
|