Hf. 75, Bern - Stuttgart, 1952, стр. 107).
"Жизнь тяжелый труд", "не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не
может он (человек) дойти, не падая, до конца своего поприща..." - таково
философское заключение повести.
В изображении судьбы героев повести, их отношений выступает также
характерная для Тургенева тема трагизма любви. Эта тема звучит и в
предшествующих "Фаусту" повестях "Затишье". "Переписка", "Яков Пасынков" и в
последующих - "Ася" и "Первая любовь". Рассматривая любовь как проявление
одной из стихийных, бессознательных и равнодушных к человеку сил природы,
Тургенев в "Фаусте" показывает беспомощность, беззащитность человека перед
этой силой. Не могут уберечь от нее героиню повести ни целенаправленное
воспитание, ни "благополучно" устроенная семейная жизнь. Любовь возникает в
повести как страсть, которая лишь на мгновение вносит в жизнь поэтическое
озарение, а затем разрешается трагически. Тема любви в "Фаусте"
соприкасается с вопросом о роли таинственной и иррациональной стихии в жизни
человека. "Неведомое" также трактуется в повести как одно из проявлений
всесильной природы. Интерес к нему объединяет "Фауста" с более поздним
циклом так называемых "таинственных" повестей: "Собака", "Странная история",
"Сон", "Песнь торжествующей любви", "Клара Милич", написанных Тургеневым в
конце 60-х - 70-х годов, в период увлечения его естественнонаучным
эмпиризмом (см: главу о "Таинственных повестях" в книге Г. Вялого "Тургенев
и русский реализм". М.-Л., 1962, стр. 207-221).
Мотив скорбного разочарования, идея долга, общественного служения,
противопоставленного личным стремлениям, проходят и через другие повести
Тургенева 50-х годов - "Переписка", "Яков Пасынков", "Поездка в Полесье", -
которые вместе с "Фаустом" служат подготовительными звеньями к "Дворянскому
гнезду" (см. комментарии к этому роману). Пассивно-пессимистическая
концепция, пронизывающая повесть, связана как с личными настроениями
писателя в пору работы над нею, гак и с увлечением его в то время философией
Шопенгауэра.
Таким образом, в художественных образах повести Тургенева получили
развитие его взгляды, высказанные в статье о "Фаусте" Гете, но в ней же
сказался и частичный отход писателя от его воззрений 40-х годов. "В
"Фаусте", - писал В. М. Жирмунский, - чтение трагедии Гете играет решающую
роль в духовном пробуждении героини, в ее попытке моральной эмансипации и
последующей катастрофе. Эпиграф из "Фауста" Гете <...> подчеркивает элемент
пессимистического скепсиса и отречения, присущий творчеству Тургенева" (В.
Жирмунский. Гете в русской литературе. Л., 1937, стр. 359). Однако
субъективно-лирическая сторона в повести тонко сочетается с планом
объективно-реальным и не противоречит ее социально-психологической правде.
История любви героя повести Павла Александровича Б. и Веры Ельцовой дается в
определенной обстановке (русский поместный быт) и обусловлена их характерами
и понятиями, выработанными под воздействием окружающей среды и воспитания.
|