В этом же смысле
характерно дополнение в главе XXIX (разговор Лаврецкого с Лизой о Паншине),
где Тургенев вписывает в реплику Лаврецкого "Умоляю вас, не выходите замуж
без любви" слова: "по чувству долга, отречения что ли... Это то же
безверие".
Имеются в автографе и другие вставки, относящиеся также к религиозной
проблематике, но отличающиеся совсем другой, сатирической тональностью. ХК
таким вставкам, появившимся в тексте романа на последней стадии работы
писателя, относится, в частности, описание суетной набожности барства в
сцене всенощной в доме Калитиных (глава XXXII).
Изменения, вносившиеся Тургеневым в текст романа во второй половине
декабря и уже не попавшие в черновой автограф, продолжали намеченную
писателем ранее перестройку основных образов романа. Так, в текст романа
введены отсутствующие в автографе разговор Лаврецкого и Лизы о христианстве
(стр. 210-211, строки 33-4), второй разговор тех же лиц о боге (стр. 219,
строки 6-8) и упоминавшаяся уже выше глава о народных источниках
религиозности героини (стр. 233-244); соответственно вставлена фраза об
"Агашиных следах в Лизе" на стр. 286 (строка 4).
Из приведенных примеров видно, что самым значительным изменениям в
процессе создания "Дворянского гнезда" подвергся образ Лизы Калитиной. Иными
стали не только отдельные черты ее облика, видоизменился самый замысел этого
персонажа. В первоначальном слое черновой рукописи почти отсутствовала
интеллектуальная характеристика героини, зато значительно рельефнее
выделялись черты, оттенявшие ее милую женственность: "чистая женская душа",
кротость смирения, мягкая набожность, взгляд "честный и невинный", "доброе
молодое лицо", "чистый, несколько строгий профиль", голос "тихий",
"говоривший простые, добрые вещи", движения исполнены "ласковой важности",
"и так легко ходит". Эта "ангелоподобность" облика Лизы подчеркивалась в
тексте словами Лаврецкого: "Вы добры, как ангел" (гл. XXVI), "Вы, ангел
по-прежнему" (гл. XXIX). Автохарактеристика Лизы ("у меня своих слов нету",
гл. XXVI) подтверждалась авторским текстом. В окончательной редакции текста
сохранилась фраза о "редких замечаниях и возражениях" Лизы в разговорах с
Лаврецким и о том, что она "так мило, так внимательно" умела его слушать.
Это - следы первоначального намерения автора показать Лизу в основном через
ее поступки, а не через ее слова. Рассуждения Лаврецкого о боге, о любви, о
долге, адресованные Лизе, в первом слое черновой рукописи завершались лишь
краткими авторскими ремарками: "Лиза вздохнула", "Лиза побледнела", "Лиза
взглянула" и т. п. Но постепенно Тургенев насыщает текст деталями,
свидетельствующими о силе ее характера, об уме и о самостоятельности ее
взглядов. Лиза начинает возражать Лаврецкому. Вписываются фразы: все тело ее
слегка затрепетало, но она не замолчала", "продолжала Лиза, как будто не
расслышав его" (гл. XXTV, стр.
|